4 апреля 2018
Автор: Иван Тюрин

Городская пещера или шатер кочевника

Городская пещера или шатер кочевника

Кто мы? Жители пещер или кочевники?

И то и другое, считаю я. Это части нашего социального существа. Наша сила в том, что мы способны их осознать и делать выбор в каждый момент времени, ощущая истинные внутренние потребности и зов духа. Каждый из нас хотя бы однажды слышал этот зов или постоянно воспринимает его как музыку сфер, звук течения жизни, голос природы. И наступают моменты, когда необходимо побыть на той или иной стороне.

Лично я считаю, что пока не настало время полного отказа от «городских пещер», но и оставаться в них слишком долго невыносимо для моего внутреннего кочевника, жителя долин, ловца ветров.

Это извечный конфликт, который все больше и больше занимает современного человека. Как оставаться деятельным, продуктивным, социально полезным и одновременно иметь тесный контакт с природой, и как следствие, глубинный контакт со своей истиной сущностью?!

7 лет я прожил на земле в собственном доме со своей семьей, имею некоторый опыт и реализации на этот счет. И, конечно, хочу делиться с вами и этим быть полезным.

Я буду приводить доводы, цитаты, факты и мысли великих умов, авторитетных для меня сынов человеческих, и давать собственные скромные комментарии и заметки, добавляя в текст визуальные приправы из личного архива.

А вы включайтесь в диалог, излагайте проблему вашими словами и предлагайте свои решения. Уверен, вместе мы сможем находить наиболее удачные пути к свободе, индивидуальности, эффективности и духу!

Начну сегодня с отрывка из книги «Исчезающий город» великого архитектора прошлого века Френка Ллойда Райта и буду цитировать его впредь в связи с невероятной актуальностью и близостью к поднятой выше проблеме. Тем более, я ранее обещал написать о нем в статье о нашем проекте.

Итак, теория эволюции по Райту:

"Было время, когда человечество делилось на жителей пещер и кочевников. И если достаточно глубоко заглянуть в прошлое, мы, наверное, найдем там такого кочевника, перескакивающего с ветки на ветку под сенью древесной листвы и подстраховывающего себя кончиком собственного хвоста, в то время как более вялый любитель укрытий прячется в самых потайных норах и складках материи, какие он только умудрился сыскать.

Пещерный житель - это древний консерватор. Однако, скорее всего он со своей тяжелой дубиной даже более жесток (пусть и не более яростен), чем кочевник с его копьем. Обитатель пещер стал со временем обитателем утесов и принялся строить города. Все воздвигнутое принадлежало ему. Его бог - истукан, еще более ужасный, чем он сам, убийца, сокрытый в пещере. Этого истукана пещерный житель возвел в ранг завета.

Его более подвижный и ловкий собрат изобрел жилище не столь громоздкое, легко приспосабливаемое к обстоятельствам, - походную палатку. По мере того как времена сменяли друг друга, он кочевал из одних земель в другие, следуя непреложному для него закону перемен.

Искатель приключений. Его бог был духом, ветром таким же разрушительным - или благодетельным, - как и он сам.

Так разные ветви человеческой семьи, которые, как и другие животные, повинуются стадному инстинкту, создали богов по собственному подобию. И возникла между ними обоюдная вражда.

Обитатели пещер воспитывали свой молодняк под защитой стен. Дети же кочевых племен росли под звездами в той относительной безопастности, которую могла обеспечить пространственная удаленность от врага.

С течением времени человечество (обе породы в единении) создало то, что люди сегодня называют цивилизацией. В развитии цивилизации тень стены, по-видимому, играла более важную роль, хотя и широкий небосклон искателя приключений отнюдь не исчез.

По мере того как уменьшается физический страх грубого насилия и нужда в возведении крепостей, естественная тяга к свободе, присущая охотникам и кочевникам, оживает, оказываясь более уместной и оправданной, чем желание выстроить незыблемую каменную стену или забраться в самую надежную пещеру.

Достижения науки и новые способы ведения войны в любом случае лишили эти защитные укрепления всякого смысла, и, возможно, ценность человека снова будет определяться скорее не тем, что он имеет, а тем, что он умеет. 

Таким образом, благодаря современным ресурсам зарождается человек нового типа, способный изменить окружающий мир сообразно своим желаниям и восполнить то, что он потерял в «тени стены» - в большом городе.» 

Френк Ллойд Райт 1932 год.

В гармонии с природой, в согласии с сердцем

Здесь от себя добавлю, что для целостного становления этого самого человека и общества нового типа важно придерживаться еще одного принципа, ибо следование только собственным желаниям может привести нас вновь к разбитому корыту. Мастер фен-шуй доктор Шентан Су обозначает этот фундаментальный даосский принцип так: «в гармонии с природой, в согласии с сердцем». Лишь с такой формулой возможно создать нечто ценное, сбалансированное, наполненное жизненной силой.

Можно назвать эту статью затравкой, началом нашего с вами диалога на тему : «как совместить потребность в надежной пещере и внутренний зов к сиянию звезд».

Присоединяйтесь, делитесь своим опытом, опасениями, идеями в комментариях. Будем двигаться вместе чрез бетон к полевым травам!